Мы используем куки-файлы, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления на нашем сайте.
OK

Крепежи

Назначение, применение и типы рельсового крепежа

Рельсовый крепеж – общее название большой, включающей тысячи разновидностей, номенклатуры металлоизделий, применяемых при строительстве железнодорожных путей и обеспечивающих надежное скрепление всех элементов в единую конструкцию. Учитывая, что от таких деталей напрямую зависит безопасность перевозки пассажиров и грузов, их производство осуществляется в строгом соответствии с принятыми стандартами, а на заключительном этапе выполняется контроль качества с применением ультразвуковой дефектоскопии или других методов.

Назначение рельсового крепежа

В конструкции верхнего строения железнодорожных путей крепежные элементы выполняют следующие функции:
  • Гарантируют надежность скрепления всех конструктивных элементов.
  • Обеспечивают соответствие геометрических параметров указанным в проектной документации, а также их сохранность на протяжении всего срока эксплуатации.
  • Снижают уровень вибрации, возникающей при прохождении составов и приводящей к постепенному разрушению или деформации основания.
  • Выполняют роль электроизоляционного материала (в некоторых случаях).
Основные требования к таким деталям – прочность, надежность и долговечность.

Классификация и применение

В зависимости от назначения выделяют несколько основных групп крепежных элементов.
Накладки
Фабрикат представляет собой соединяющий рельсы элемент и подразделяется на три основных типа: соединительные, - для рельс одного размера, переходные, - для соединения рельс разного размера, а также электроизолирующие с полимерным покрытием.
Подкладки
Такая деталь устанавливается между рельсом и шпалой, обеспечивая их прочное скрепление, а также предотвращая их смещение относительно друг друга и способствуя равномерному распределению создаваемой транспортом нагрузки на основание пути. Также в случае необходимости при помощи подкладки можно устанавливать рельс под уклоном к середине колеи.
Болты, гайки, шайбы и шурупы
Закладные, клеммные или стыковые болты применяют в сборе с одновитковыми или двухвитковыми пружинными шайбами, а также гайками соответствующего типа для крепежа подкладок, накладок и других элементов рельсового пути. Для выполнения аналогичной задачи можно купить путевой шуруп, представляющий собой металлический стержень с винтовой нарезкой и специальной формой квадратной или шестигранной головки – в этом случае применение ответной части не требуется, так как крепеж ввинчивается непосредственно в тело шпалы.

Костыли, клеммы и противоугоны

ЖД костыль – безрезьбовой забивной стержень квадратного сечения со смещенной головкой, который применяют для крепления накладок и рельсов к шпалам из дерева.
Клемма – часть раздельного промежуточного рельсового скрепления или рельсового перевода, обеспечивающая прижатие подошвы рельс к подкладке. Установка клемм позволяет обойтись без противоугонов.
Противоугон – трапециевидная, прямоугольная, квадратная, П- или Т-образная деталь, предотвращающая смещение (угон) рельса при температурных деформациях, воздействиях динамических сил или косых ударах.

Скрепления ЖБР

Скрепления ЖБР используют при установке рельс на железобетонные шпалы. В комплект такого рельсового крепежа входит закладной болт, упорная скоба, пружинная клемма, прижимная скоба, гайка, а также упругая прокладка и прокладка ЖБР. Установка такой конструкции способствует повышению упругости пути, снижению износа, сохранности ширины колеи рельс.