Мы используем куки-файлы, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления на нашем сайте.
OK

Накладка рельс

Рельсовые накладки: функции, конструкция и разновидности

Накладки на рельсы – крепежные элементы конструкции железнодорожного полотна, применяемые для соединения расположенных рядом рельс и позволяющие перераспределить нагрузку колеса проезжающего транспорта между соседними участками, принимая на себя большую часть изгибающих и поперечных нагрузок. Деталь выпускается в виде планки со сложной геометрической формой поперечного сечения с четырьмя или шестью круглыми и овальными отверстиями по всей длине для болтовых соединений.

Благодаря форме профиля обеспечивается максимально плотное прилегание планки к наклонной части головки и подошве рельса, в некоторых случаях для обеспечения большей прочности применяются клееболтовые соединения. Большинство производителей включает в комплект поставки необходимое для монтажа количество болтов, гаек и шайб. Тип рельс, для которого предназначен крепеж, указывается в нанесенной на поверхность маркировке.

Характеристики

Двухголовая накладка на рельс ГОСТ 33184-2014 представляет собой деталь из профильной полосы, изготовленной из углеродистых марок стали и прошедшей внепечную обработку. Механические свойства готового продукта должны соответствовать следующим значениям:

  • Временное сопротивление – 844 Н/мм² (86 кгс/мм²).
  • Предел текучести – 530 Н/мм² (54 кгс/мм²).
  • Относительное удлинение после разрыва – не менее 10%.
  • Относительное сужение после разрыва – не менее 30%.
  • Твердость по Бриннелю – в пределах 235-388 НВ.

Не допускается присутствие на крепежах расслоений, раковин, сторонних включений, заусенцев, трещин и других дефектов, способных оказать негативное воздействие на прочность и другие эксплуатационные характеристики элемента.

От соответствия свойств накладок выдвигаемым требованиям напрямую зависит жесткость и геометрия железнодорожного полотна, а также безопасность пассажирских и грузовых перевозок в целом. Благодаря прочности и долговечности до 90% деталей этого типа пригодны для повторного применения после демонтажа или реконструкции какого-либо участка путей.

Основные разновидности

В зависимости от условий эксплуатации применяют разные типы накладок для рельса, отличающиеся такими признаками:

  • Соответствием требованиям первого (такие элементы используют при укладке рельсовых путей общего пользования) или второго сорта (устанавливают исключительно при укладке путей промышленного пользования). Один из торцов креплений второго сорта маркируется несмываемой красной краской.
  • Длиной, высотой, весом и количеством отверстий под болты.
  • Предназначением – для соединения рельс одинакового или разного (переходные) типа.
  • Прочностью входящих в комплект болтов (нормальной, с временным сопротивлением на разрыв 735 МПа, или повышенной, 833 МПа).
  • Наличием электроизолирующего полимерного покрытия толщиной 1,5-2,5 мм.

По специальному заказу допускается изготовление накладок без отверстий.