Рельс железнодорожного пути выпускается из особой рельсовой стали, выплавляемой в дуговых электрических или конверторных печах. Особенность таких сплавов – максимально возможная однородная структура, высокая твердость, износоустойчивость. Это сталь семейств М74 и М76. Марка рельсового сплава К63 обычно используется для производства крановых рельсов, а не железнодорожных. Цена на ЖД рельсы не зависит от используемого материала.
На стоимость продукта более влияют его размеры и масса 1 погонного метра.
В зависимости от конкретной марки стали химический состав и физико-механические характеристики металла несколько меняются. Основной компонент сталей – железо, также в состав входит:
- до 0,82% углерода;
- до 1,05% марганца;
- до 0,4% кремния;
- до 0,08% ванадия.
ЖД рельсы изготавливаются в два этапа. Сначала литьевым методом из расплавленной стали в формах нужного сечения изготавливается полуфабрикат. Процесс ведется при строгом соблюдении специального температурного режима – это нужно для получения высокого качества поверхности. На втором этапе охлажденные отливки подвергаются холодной прокатке на рельсобалочном стане. В результате получают металлоизделие нужной геометрии.
Готовая продукция перед отправкой потребителю подвергается обязательному контролю качества. Методом ультразвуковой дефектоскопии исследуется целостность структуры балки, затем проверяется соблюдение геометрии профиля заданным параметрам и чистота поверхности.