Мы используем куки-файлы, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления на нашем сайте.
OK

Рельсы железнодорожные

Железнодорожные рельсы: производство, сортамент, применение

Рельсы железнодорожные – металлопрокат специального назначения, балки с профилем особого сечения. Продукция применяется для первичной прокладки, а также ремонта и восстановления классических ширококолейных железнодорожных путей для передвижения пассажирского и грузового ж/д транспорта.

Производство

Рельс железнодорожного пути выпускается из особой рельсовой стали, выплавляемой в дуговых электрических или конверторных печах. Особенность таких сплавов – максимально возможная однородная структура, высокая твердость, износоустойчивость. Это сталь семейств М74 и М76. Марка рельсового сплава К63 обычно используется для производства крановых рельсов, а не железнодорожных. Цена на ЖД рельсы не зависит от используемого материала.

На стоимость продукта более влияют его размеры и масса 1 погонного метра.
В зависимости от конкретной марки стали химический состав и физико-механические характеристики металла несколько меняются. Основной компонент сталей – железо, также в состав входит:
  • до 0,82% углерода;
  • до 1,05% марганца;
  • до 0,4% кремния;
  • до 0,08% ванадия.
ЖД рельсы изготавливаются в два этапа. Сначала литьевым методом из расплавленной стали в формах нужного сечения изготавливается полуфабрикат. Процесс ведется при строгом соблюдении специального температурного режима – это нужно для получения высокого качества поверхности. На втором этапе охлажденные отливки подвергаются холодной прокатке на рельсобалочном стане. В результате получают металлоизделие нужной геометрии.

Готовая продукция перед отправкой потребителю подвергается обязательному контролю качества. Методом ультразвуковой дефектоскопии исследуется целостность структуры балки, затем проверяется соблюдение геометрии профиля заданным параметрам и чистота поверхности.

Сортамент

Рельсы железнодорожные по ГОСТу бывают нескольких типоразмеров: Р50, Р65, Р75. Марка проката Р65 также имеет модификацию Р65К. Этот вариант продукции является криволинейным и применяется при прокладке искривленных путей. Иногда к категории железнодорожных также относят профиль Р43, являющийся рудничным.

Цифра в маркировке обозначает вес 1 погонного метра изделия в метрах. Все геометрические параметры проката зависят от этой величины, они стандартизированы. Найти их можно в специальных справочниках.

Прокат выпускается со стыковыми отверстиями под болты и без таких отверстий. В первом случае рельсы на ЖД путях соединяются в единую линию с помощью специальных накладок и особых гвоздей (костылей) – это звеньевой способ. Изделия без отверстий соединяются электрической сваркой – бесстыковая технология. Причем этим методом изготавливаются так называемые рельсовые плети («бархатный путь»). Это длинные (от 400 м и более) конструкции, сваренные из нескольких отрезков стандартной (четыре варианта от 12,5 до 100 м) длины.

Применение

Рельсовые балки укладываются на шпалах (может применяться другая опора) и образуют колею, по которой перемещается вагон, локомотив, дрезина, ЖД-платформа. Основное назначение профиля – направление движущихся колес, а на железных дорогах с электрической тягой он служит обратным проводником тока.
Более легкие марки Р43 и Р50 могут применяться в кинематографе – по такому пути передвигается операторская тележка.