Мы используем куки-файлы, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления на нашем сайте.
OK

Рельсы трамвайные

Направляющие общественного электротранспорта – трамвайные рельсы

Рельсы на трамвайные пути, изготовленные по ГОСТу, действующему в странах СНГ, практически одинаковы по форме и размеру элементов поперечного сечения. Назначение трамвайных рельс заложено в их названии, они служат направляющими колесных пар вагонов общественного городского электротранспорта.

Требования к обустройству трамвайных путей

Выбор материала для литья рельс обусловлен требованиями твердости, устойчивости рельса к истиранию при высоких нагрузках. В производстве фасонного проката необходимо и такое качество как пластичность. Это позволяет делать элементы поворотных рельс колеи такими же прочными, как и прямые участки.

В городах, где используется электрический общественный транспорт, передвигающийся только по рельсам, для прокладки маршрута используются разные технологии:
  1. Для железобетонного дорожного покрытия применяют притапливаемые бесшеечные рельсы. Их фиксируют в плитах с помощью уплотнительных материалов.
  2. Желобчатые используют в комбинированном покрытии дороги, на стыках совмещаемых полотен.
  3. Особые модели используют на скоростных участках, внутри туннелей, извилистых участков.
Электротранспорт относится к числу экологически чистых, что предполагает его развитие. Рельсы совершенствуются с каждым годом, как и подвижные составы.

Принцип действия трамвайных рельс и их строение

В отличие от железнодорожных рельс, у трамвайных есть желоб, по которому перемещается колесная реборда, упирающаяся в стенки. Изготавливают рельсы этого типа двумя способами – литьем и на прокатном стане.

Элементы рельса:
  • головка;
  • губка;
  • подошва;
  • шейка.
При монтаже колеи с желобом нужно купить рельсы трамвайные без подошвы и шейки. Они отличаются от традиционных моделей пониженным уровнем шума и меньшей вибрацией, что передается на асфальтовое покрытие или бетонные плиты.

Способы соединений элементов при монтаже:
  1. Сварка.
  2. Резьбовое, при помощи накладок болтов.
  3. С применением стержней, которые удерживают параллельность направляющих, формирующих колею.
  4. Технология строительства трамвайной линии предусматривает припайку проводников.
Все трамвайные рельсы делят на две категории – высокие и низкие, что в маркировке отражается сочетаниями букв Тв и Тн.

Маркировка сортамента трамвайных рельс

В ГОСТе на рельс трамвайный объединены требования к нескольким моделям. РТ58, РТ6ОЕ используют в ведении прямой колеи. РТ62, РТ62Е потребуются для извилистых участков и при строительстве мостов.

Дополнительную выносливость дает металлу закалка высокими температурами, что отражается в маркировке литерой Т, она показывает, что рельс изготовлен горячекатаным методом. Не имеющий термического упрочнения металлопрокат обозначают сочетанием букв НТ.

Классы прямолинейности: А – повышенная, В – высокая.
Точность исполнения: Х – повышенная, У – нормальная.
Отверстия болтового соединения: 2О – есть, БО – нет.

Поперечное сечение трамвайных рельс: размеры

Стандарты регламентируют параметры рельсовых путей электротранспорта. При необходимости строительства пути, отвечающего особым требованиям, разрабатывается проектная документация, составляется чертеж, на основании которого и будут произведены направляющие из мартеновской стали.

Независимо от того, какой норматив был использован в производстве, основополагающие размеры не могут быть изменены более, чем это предусмотрено допусками.
Основные размеры выпуска – 12,5 м, 25 м. Рельс в другом размере, не короче 6 м, с отклонением ± 1 см, выпускается по договоренности производителя с заказчиком.

Рекомендации по технологии производства

Рельсы изготавливают методом непрерывного литья из стали электропечного или кислородно-конвертерного производства. При дополнительной обработке, вне печи, производят вакуумирование.

Во время проката коэффициент вытяжки должен составлять от 8 баллов. Флокенов в готовых рельсах нет.
Допустимые значения отражены в ГОСТах. Строгое соблюдение технологии производства стали помогает сделать качественные, выносливые трамвайные рельсы с пониженным уровнем шумообразования и вибраций.